Иппотерапия: целебное прикосновение к лошади

В современной России по-прежнему сохраняется проблема ослабления здоровья детей. Причин этому множество. Первая — это гиподинамия (недостаток движения), вторая — нестабильная экология, третья — недостаточно качественное питание. Кроме того, в последние годы особую тревогу вызывает рост числа врождённых заболеваний, таких как ДЦП и аутизм.

Дети с данными патологиями нуждаются в лечении и реабилитации. И особое значение в решении этой задачи играет иппотерапия, которая не только обеспечивает терапевтический эффект, но и дарит ребёнку колоссальное количество положительных эмоций от общения с удивительным животным — лошадью.{jcomments on}

 

О том, как помогает иппотерапия людям и почему её роль очень важна в лечении и реабилитации детей с врождёнными патологиями журналисту сайта «Евразийский конный портал» в эксклюзивном интервью рассказал специалист Курганского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями Ирина Никишина.

- Ирина, скажите, дети с какими патологиями и отклонениями развития проходят лечение в вашем центре?

- В нашем центре лечение и реабилитацию с помощью иппотерапии проходят дети с диагнозом ДЦП, ранним детским аутизмом, задержкой психо-речевого развития и с умственной отсталостью.

- Какое воздействие оказывает иппотерапия на организм? От чего происходит целебный эффект?

- Иппотерапия — это не просто езда верхом, а ещё и общение с лошадью, поэтому у ребёнка не только улучшается и восстанавливается координация движений и происходит укрепление опорно-дигательного аппарата, но и происходит положительный психо-эмоциональный подъём, ведь лошадь дарит ему огромное количество незабываемых эмоций и потрясающих впечатлений. Между тем, все мы отлично знаем, как важны эти самые положительные эмоции для успеха любого лечения.

- Сколько длится курс иппотерапии? Сколько необходимо времени, чтобы эффект от данного лечения стал заметен?

- В нашем центре курс реабилитации длится от трёх месяцев до полугода. Но, за этот короткий срок проследить эффект очень сложно, так как этого времени для проявления и закрепления результата явно недостаточно.

Максимальный эффект возможен лишь в том случае, если курс лечения длится даже не один год, а два и более. То есть, ребёнок должен ездить на лошади постоянно. К сожалению, возможности центра пока не позволяют этого делать, потому что на настоящий момент существует дефицит и лошадей, и кадров. Сегодня в центре работает только одна лошадь по кличке Пташка, к концу февраля в центре появится ещё одна лошадь — по кличке Карюша.

- Врождённые патологии разнятся. Одни являются причиной нервно-психических отклонений, как, например, аутизм; другие — функциональных нарушений двигательной функции опорно-двигательного аппарата, это, например, детский церебральный паралич (ДЦП). Как иппотерапия помогает лечить разные заболевания?

- При аутизме очень большое влияние иппотерапия оказывает на психо-эмоциональную сферу ребенка, через лошадь он учится общаться с людьми и другими детьми.

Что касается детей с диагнозом ДЦП и физическими нарушениями, то иппотерапия формирует у таких детей двигательные навыки, так как езда верхом на лошади создает у ребенка ощущение движения шагом.

- Ирина, расскажите поподробнее о механизмах иппотерапии. Очень интересно знать более детально о том, как это работает.

- Ребенку с аномалиями в развитии крайне важно помочь сформировать правильное чувство своего тела. Верховая езда и упражнения на лошади позволяют ему максимально осознать свои телесные ощущения, ребенок учится координировать движения в процессе езды на лошади.

Большое значение имеет и непосредственный физический контакт тела всадника с лошадью. И главное здесь то, что лошадь по сравнению с ребенком значительно больше, поэтому он воспринимает её, как очень крупное и значимое животное, а взаимодействие ребёнка с лошадью (посыл шенкелем, управление корпусом, обнимание, похлопывание и т. п.) позволяет снять у него неловкость, связанную с характером заболевания (в частности ДЦП).

В результате все движения становятся адекватными, нужными. Таким образом, у ребенка проходит страх перед своей неуклюжестью и, как следствие, уменьшается мышечное напряжение.

Кроме того, температура тела лошади на 1,5 градуса выше, чем у человека, поэтому езда на лошади обеспечивает естественный прогревающий массаж мышц ребенка, причем в работу включаются все мышцы тела, что очень важно для детей с ДЦП.

- Может ли использоваться иппотерапия в восстановительный период после травм?

- Да, может, но под строгим наблюдением лечащего врача, потому что главный принцип иппотерапии: «Не навредить». В Кургане, насколько я знаю, восстановлением после травм при помощи иппотерапии не занимаются.

- По ходу интервью вы много говорили о психо-эмоциальном эффекте. Расскажите подробнее об этом. Почему контакт с лошадью вызывает у человека столько положительных эмоций?

- Верховая езда вызывает у всадника, да и у любого человека, просто находящегося рядом с лошадью, массу эмоций, ощущений, переживаний, затрагивающих не только высшие отделы коры головного мозга, но и глубинные структуры. Это способствует восстановлению нарушенных нервных связей, возникновению (формированию) компенсаторных механизмов в проведении нервных импульсов. У ребенка восстанавливаются многие функции.

Эмоции ребенка, севшего на лошадь, невозможно передать словами. Каждый ребенок реагирует на новую для него обстановку по-разному... Кто-то боится и не хочет садиться на лошадь, кто-то даже кричит и не хочет подходить к лошади (но, это только по-началу). А бывает, что у ребенка сразу с первой встречи с этим животным загораются глаза и он готов выполнить любое задание, лишь бы прикоснуться к лошадке и проехать пару шагов.

Это желание очень важно для нас и мы стараемся на каждом занятии поддерживать интерес ребенка, мотивировать его на достижение результатов. И надо видеть радость детей, когда все начинает получаться, когда мы их хвалим и поддерживаем... Это непередаваемо...

Кроме того, важно, чтобы ребёнок учился заботиться о лошади, поэтому уход за ней является неотъемлемой частью реабилитации с помощью иппотерапии. Это формирует у ребенка ответственность за себя и за другого человека, сопереживание и соучастие к другим детям.

В итоге занятия приносят радость всем: ребенку (ведь он едет на таком большом, сильном и красивом животном, и не только едет, но и может сам управлять им), родителям (они гордятся своим ребенком, ведь не каждый человек может так уверенно ехать на лошади, да еще ловко выполнять всяческие упражнения), нам (когда у детей получается то или иное задание, когда ребенок с ДЦП начинает сам стараться держать спину и сидеть), ну и, конечно, самой лошади, ведь после каждого занятия она получает множество угощений (сахар, морковь, яблоки) и безграничную любовь своих пациентов.

//Помни друг! Мнение авторов сайта может не совпадать с мнением автора статьи//