Кто в казачьей семье главный

 

По сравнению с прошлым веком семейный уклад казаков изменился — но как именно и насколько сильно?
Фото: c-pravda.ru

На тему казачьей культуры, традиций и обычаев опубликовано достаточно много материала, как в интернете, так и в печатных изданиях. Казачья семья прошлого зачастую описана в настолько ярких красках, что некоторые авторы приходят к неутешительному выводу: «В нынешних условиях ни в реальной жизни, ни в лабораториях, ни в пиар-проекте настоящую семью казака никому создать не удастся». Правы ли они? Какими на самом деле были казачьи семьи — и насколько они изменились на сегодняшний день? Сохранилось ли вообще что-то от былого в отношениях с родственниками, детьми? Ответы на эти вопросы попыталась найти «Кавказская политика».

Ничего нового под солнцем

Чтобы изучить реальное положение дел в казачьих семьях конца XIX — начала XX века, следует все же обратиться не к современному их описанию, а к документальной литературе того времени. Например, к таким трудам, как «Статистическая монография по исследованию станичного быта Терского казачьего войска» 1881 года издания или «Сведения о казачьих общинах на Дону» 1885 года издания, которые довольно подробно описывают быт и реалии того времени. Там в полной мере показаны и отношения между членами семьи, и морально-этические нормы, и социальные болезни казачьего общества.

Несмотря на скепсис исследователей, ряд моментов, определяющих канву жизни казачьих семей остался прежним. Во-первых, во все времена авторы отмечают, что семейные устои казаков не статичны, и они совсем не такие, как «раньше». Общество не стоит на месте, и вместе с ним меняются и отношения между мужем и женой, родителями и детьми. В этом смысле современные вздохи о потерянном былом казачьем домашнем быте мало чем отличаются от аналогичных — вековой давности.

Во-вторых, необходимость выжить и обеспечить себе и своим близким материальное благосостояние многое определяет внутри семьи — как раньше, так и сейчас. То есть традиция не существовала сама по себе и не была оторвана от реалий жизни, а помогала решать различные насущные проблемы.

В-третьих, во все времена хоть и были определенные «казачьи» особенности уклада, но стандартного шаблона поведения для всех не существовало, каждая семья жила по-своему. К тому же, существовали серьезные региональные отличия — между черноморцами, донцами, гребенцами. Банально, но ни идеалом нравственной чистоты, ни воплощением нравственного падения типичная казачья семья не была никогда. Хотя что такое идеал, и видел ли его кто-нибудь?

Тогда и сейчас

Отличия казачьей семьи образца столетней давности от современной, конечно, существенные. Например, раньше семьи были большими. Под одной крышей уживались зачастую три поколения — со своими женами и детьми. Сейчас такое встречается очень редко. И если в XIX веке за правило считалось, когда жена уходит жить в дом мужа, в наши времена бывает по-всякому.

Раньше сыновья тоже уходили из родительского дома — «отделялись», как тогда писали. Но сегодня приобрести молодоженам отдельное жилье считается за правило. Даже старики, родившиеся и выросшие в советские времена, считают, что дети должны жить автономно. За последние полторы сотни лет казачьи семьи явно движутся в сторону обособления друг от друга. Особенно явно это прослеживается в городах, где сам ритм жизни располагает к малочисленности семей.

Но основным отличием далекого прошлого от современности является та самая «казачья служба» в рамках сословия, которую были обязаны проходить все мужчины. Сегодня ее нет, а современное «казачество» едва ли может рассматриваться как ее адекватная замена. Продолжительное отсутствие хозяина в доме часто становилось причиной серьезных проблем в казачьей семье. Било оно и по социальному положению казаков. Снарядить сына «на службу» было так дорого, что многие рода разорялись и попадали в долговую кабалу.

Сегодня этого нет. На казаках не лежит обязанность проводить значительную часть своей жизни вне дома и снаряжать сыновей «на службу» за свой счет. Отголоском былого остается только активный характер главы семьи. Казак, как правило, не сидит на одном месте, а домашние заботы снова ложатся на женские плечи.

Есть еще одна немаловажная деталь. В сословный период истории казаков смешанные браки были затруднены. Этому способствовала и обособленность казаков от остального населения России. Сегодня же казачьи общества намного более открыты. Казаки вступают в брак с женщинами разных национальностей, аналогично поступают и казачки. С выездом за пределы мест традиционного проживания количество смешанных семей в первом же поколении уверенно перешагивает за 50%.

В доме у типичного казака царит мягкая форма патриархата. Женщина курирует некоторые хозяйственные направления, имеет веский голос в решении жизненно важных для семьи вопросов. Но, как и сто лет назад, главой зачастую является старший мужчина. Многие жены казаков не работают или работают так, чтоб не строить карьеру, сосредотачиваясь на домашнем быте. Мужья такому положению зачастую очень способствуют, их устраивает доставшаяся от предков семейная модель: они контактируют с внешним миром, а жена отвечает за семейный очаг.

У мужей, плотно связанных с официальным казачеством, дома часто разыгрываются настоящие драмы. Их супруги не видят смысла в постоянной трате времени, сил, а зачастую и средств на казачью деятельность. Пока муж «казакует», жене приходится не только вести хозяйство, но и заботиться о материальном обеспечении семьи. Поэтому женщины относятся к общественной деятельности мужа как к игрушке, праздному времяпрепровождению, а иногда и крайне враждебно.

В былые времена казаков старались женить рано (особенно старообрядцы), и супруга зачастую оказывалась старше. Мотивировалось это тем, что на женские плечи взваливался целый ворох дел по хозяйству, который молодая девушка могла просто не потянуть. Это приводило к тому, что мужчины, достигнув преклонного возраста, могли жениться второй раз на девушках, годящихся им в дочери. Потому нередки случаи, когда казак в 50-60 лет вновь становился отцом.

Сегодня казаки женятся в основном на ровесницах или девушках младше себя. Но тенденция поздно рожать все-таки осталась: разница между старшими и младшими детьми в казачьей семье часто превышает пятнадцать лет.

От отца к сыну

Следуя общей тенденции, рождаемость у казаков снизилась за последние полтора века, но все же остается на относительно приемлемом уровне. В среднем обычная казачья семья воспитывает двух детей, но немало и таких, где их трое, четверо, пятеро. С другой стороны, есть и семьи с одним ребенком — или бездетные Достаточно много казаков и казачек, которые так и не смогли найти свою вторую половину. Но в среднем детей в казачьей семье больше двух.

Интересно и само отношение к количеству детей в современной казачьей среде. Кратко его можно описать словами «чем больше, тем лучше». Многодетный отец считается среди других казаков настоящим героем, примером для подражания, особенно в городской среде. О необходимости продолжать род и уделять внимание воспитанию детей говорят многие казаки, но на практике выполнить эту установку получается далеко не у всех. Женщины обычно не слишком активно поддерживают мужской энтузиазм по части многодетности.

Настоящей проблемой современности является преемственность от отца к сыну, особенно у членов казачьих обществ. Как правило, чем меньше родители связаны с официальными казачьими организациями, тем больше времени им удается уделить воспитанию детей. Видя, что отцу казачество не приносит ничего, кроме проблем, дети зачастую не хотят идти по проторенной им дороге. Лучше дела обстоят в казачьих семьях, которые не связаны ни с какими организациями. Тогда слово «казак» ассоциируется не с общественной нагрузкой, а с семьей, дедушками и бабушками.

В целом же можно сказать, что «настоящие» казачьи семьи, несмотря на утверждения некоторых скептиков, сегодня существуют. Время сместило акценты, но та самая «тяжелая смесь казармы и монастыря» в казачьих семьях, о которой писали исследователи, жива по сей день.

Николай Кучеров

КАВПОЛИТ
 
Источник http://terskiykazak.livejournal.com/703298.html
//Помни друг! Мнение авторов сайта может не совпадать с мнением автора статьи//