Казак уходил на большую войну 1914-го года (Часть 2)

К началу 1914 года в Благодатном числилось 19 казаков приготовительного разряда, 19 строевых, 20 запасных (в т.ч. один трубач, один приказный, четверо старших урядников, остальные – казаки), 28 ополченцев, 8 находились в командировках, 10 переселенцев на пятилетней льготе, 11 не способных к военной службе1. На действительной службе находилось 22 человека, в том числе семнадцать – в дивизионе, что базировался в Хабаровске, четверо на пароходе «Казак Уссурийский» и один – в Лейб-гвардии сводном казачьем полку.

Летом 1914 года колокольный набат возвестил о начале Первой Мировой войны. Собственно, это название дали историки. Пожилые благодатненцы и через полвека называли ее Отечественной войной - 14 года. Иначе и быть не могло, ведь патриотический подъем в казачьих станицах был неимоверно высок. С первых дней войны на фронт ушел Уссурийский казачий полк. Станичные управы получили формуляр, согласно которому «казаки, уволенные с действительной службы весной сего года будут вновь призваны на службу, вследствие чего должны готовиться к выходу в особую сотню. Из станиц не должны никуда отлучаться и иметь справу и лошадей в полном порядке»2. Особых сотен создавалось шесть, долг призванных в них на службу состоял в том, чтобы обеспечить надежную охрану Уссурийского края и Приморской области от посягательств, не вызывало сомнений, постоянные враги уссурийцев – хунхузы не преминут воспользоваться выпавшими на долю нашего Отечества тяжелыми событиями. Одновременно сотни служили резервом для восполнения боевых потерь Уссурийской казачьей дивизии. Следом пришло распоряжение готовиться к отправке на фронт казакам срока службы 1900 года и моложе.

УКВ с еще большей энергией занялось повышением боеготовности войска. Летние полевые сборы 1914 года собрали в Гродековской станице казаков в возрасте от двадцати пяти до пятидесяти пяти лет3. Сборы ставили задачей усиление потенциала войска на основе объединения боевого опыта старшего поколения со знаниями и физической подготовкой молодежи, а помимо того, позволяли выявить возможности казаков запасного и льготного разрядов. Из Благодатного согласно предписания на сборы отправились десять человек: Сергей Петрович Сальников (54 года), Константин Евсеевич Козырев и Иван Лукич Филиппов (по 46 лет), Александр Алексеевич Кустов (40 лет), Самуил Назарович Вакуленко, Трофим Иванович КозловСемен Яковенко, Николай Ерофеевич Лаптев, Митрофан Антонович Гусев, Никита Матвеевич Пряженников (от 36 до 25 лет). Той же осенью Лаптев и Пряженников были мобилизованы на фронт, остальные участники сборов пополнили особые сотни и дружину, в задачи последней входила охрана поселков и дорог. Налаженная в мирное время стройная система караулов из-за отвлечения сил на войну без поддержки дружиной становилась уязвимой.

В Первой, Четвертой и Шестой особых сотнях несли службу младший урядник Вишняков Матвей Петрович, казаки: Высотин Андрей Варфоломеевич, Головач Кузьма Демьянович, Головлев Иван, Емельянов Тихон Васильевич, Козловы Алексей Гаврилович и Трофим Иванович, Козырев Анисим Лукич, Колесников Хрисан Лукич, Крыжановский Степан Мефодьевич, Сердюк Иван Григорьевич, Швецов Ефим Данилович, Широков Петр Моисеевич.

Бобрицкий Яков Федорович, Дзема Кондратий Моисеевич, Коноплев Павел Емельянович, Колесников Илья Лукич, Кустов Алексей Кириллович, Сальников Сергей Петрович также в составе особой сотни были отправлены на территорию Туркестана. Там после мобилизации

1. РГИА ДВ Ф.129 О.2 Д. 36. Л.2, 4, 18, 66.

2. РГИА ДВ Ф.129. О.1. Д.37. Л. 35.

3. РГИА ДВ Ф.129. О.2. Д.36. Л. 93.

значительных сил семиреченских казаков в действующую армию, обострилась ситуация на границе. Командование УКВ сочло возможным помочь братьям-семиреченцам сохранить  незыблимость территории. Основная же масса благодатненцев воевала на фронтах Первой Мировой войны.

Казаки поселка Благодатный К.З. Пряженников и Раменский с товарищами после боев в Карпатах. 1916 г. Фото из фондов Хорольского районного музея.

Список участников боевых действий Первой Мировой войны

Бобрицкий Сергей Федорович, казак.

Высотин Петр Николаевич, старший урядник.

Головлев Григорий Григорьевич, казак, врач.

Иванов Михаил Константинович, казак.

Ищенко Гавриил Филиппович, приказный.

Ищенко Филимон Филиппович, казак.

Козлов Василий Иванович, казак.

Козлов Максим Иванович, казак.

Козулин Павел Мелентьевич, урядник.

Козырев Ефим Лукич, вахмистр.

Колесников Иван Лукич, казак.

Кузнецов Иван Васильевич, казак.

Кустов Андриан Иванович, казак.

- Кустов Афанасий Константинович, казак.

Кустов Гавриил Иванович, приказный.

Кустов Иван Дмитриевич, казак.

 -Кустов Иван Иванович, казак.

Кустов Константин Иванович, урядник.

Кустов Михаил Доментьевич, казак.

Кустов Филипп Алексеевич, казак.

- Кутенков Дмитрий Николаевич, приказный.

- Кутенков Ларий Федорович, младший урядник.

Лаптев Георгий Ерофеевич, казак.

Лаптев Николай Ерофеевич, казак.

Ляхов Василий Андреевич, младший урядник.

Огарков Иван Васильевич, старший урядник.

Огарков Алексей Семенович, старший урядник.

Прокопенко Михаил Калинникович, казак.

Пряженников Василий Михайлович, приказный.

Пряженников Кузьма Михайлович, младший урядник.

Пряженников Лазарь Терентьевич, старший урядник.

Пряженников Никита Матвеевич, казак.

Пряженников Тарас Михайлович, казак.

Раменский Алексей Андреевич, урядник.

Тарасенко Андрей Григорьевич, приказный.

Текушин Петр Устинович, казак.

Филиппов Григорий Егорович, урядник.

Широков Дмитрий Моисеевич, приказный.

Несколько казаков, а именно: Козулин Феноген Мелентьевич, Кустовы Василий Кириллович и Николай Дмитриевич, Кутенков Василий Самсонович, Лапачев Петр Ефимович, Филиппов Иннокентий Кириллович, Широков Федор Моисеевич, Черевко Николай Федорович за четыре долгих года войны стали инвалидами1. Остается неизвестным, немецкая ли пуля стала причиной этого, простуда обуяла в промерзшем окопе, увечье, полученное при охране Приморья, или обострившееся заболевание вышибло из седла. Ни все имена благодатненских фронтовиков известны сегодня. Те, что вошли в список2, на 20 ноября 1918 года состояли на действительной службе, в то время как многие отставные казаки тоже прошли через поля сражений. И домой вернулись тоже не все, среди них Георгиевский кавалер - Михаил Михайлович Кутенков-отец.

 Многие благодатненцы вернулись с фронта с наградами. Георгиевскими кавалерами двух степеней стали старший урядник Константин Иванович Кустов и урядник Лазарь Терентьевич Пряженников. Летом 1917 года «за отличия, оказанные в делах против неприятеля»3 Георгиевского креста удостоился урядник Иннокентий Кузнецов. В целом в Уссурийском казачьем войске счет Георгиевским кавалерам, отличившимся в Первую Мировую, исчислялся сотнями: «За время настоящей войны /к исходу 1915 года/уже получили ордена Святого Георгия 279 казаков»4.

Казаки пос. Благодатного. В центре И.Л. Кутенков.

Фото периода ПМ войны из личного архива М.В. Кутенкова.

Всего через фронты Первой мировой войны прошло около двух тысяч уссурийских казаков, воевавших в составе Уссурийского казачьего полка и казачьего дивизиона, впоследствии развернутых в дивизию. В 1916 году первая и вторая сотни УКП участвовали в знаменитом Брусиловском прорыве. Командующий Румынским фронтом П.Н. Врангель так отозвался о боевом формировании уссурийцев: «Уссурийская дивизия, составленная из сибирских уроженцев, отличных солдат, одинаково хорошо дерущихся как на коне, так и в пешем строю, под начальством генерала Крымова успела приобрести себе в армии заслуженную славу»5.

Несмотря на состояние войны и отсутствие большинства мужчин, в казачьих станицах все шло своим чередом и порядком. Благосостояние, безусловно, снизилось, ведь половина полей зарастала травой, но не было паники и морального опустошения. Люди жили надеждой на скорую победу, ждали возвращения казаков домой. Старики, женщины и даже дети с достоинством сносили все тяготы и заботы, по мере возможностей не покладая рук трудились. Казачье общество, невзирая на невзгоды, на снижение авторитета церкви в соседних крестьянских деревнях, где новобранцы отказывались от благословения отцов духовных6, не позволяло себе усомниться в вере, не забывало поддерживать вдов и увечных. Как правило, последние были людьми, пострадавшими на службе. Вопросы нормального функционирования станичного округа решались общественными сборами, которые согласно традиционному

1. РГИА ДВ Ф.129. О. 1. Д. 37. Л. 28.

2. РГИА ДВ. Ф. 149. О. 1. Д. 235. Л. 79-81.

3. РГИА ДВ. Ф. 149. О.1. Д.103. Л. 9.

4. А. Жернаков О казаках уссурийцах, в связи с краткой историей Уссурийского казачьего войска. – Владивосток: Электро-типография Уссурийского казачьего войска. Крепость Владивосток, 1915. - С.6.

5. П.Н. Врангель. Записки ноябрь 1916 г. – ноябрь 1920 г. Т. 2. С. 3.

6. ГАПК. Ф. 1368. О. 1. Д. 2. Л. 12, 43, 65.

распорядку с регулярностью проводились. В 1916 году выборными от поселка Благодатного, имевшими право решать жизненно важные вопросы поселка и принимать участие в общественных сборах Гродековской округи, числились двенадцать человек1: Кутенковы Прокопий (44 года), Спиридон (39), Мартын (34) и Иван (25 лет); Пряженниковы Иван (39) и Михаил-второй (51), Гайдук Иван (49), Колесников Павел (45), Козулин Иннокентий (25), Пазич Петр (40), Раменский Иван-второй (39) и Черевко Павел (49 лет). 

Вся жизнь казака от рождения до старости посвящена высокой цели служения Отечеству. С молоком матери впитывал он идею своего предназначения. Надевая в раннем детстве казачью форму, мальчик знал и гордился, что желтые лампасы уссурийского казачества символизируют цвет нивы, которую ему предстоит возделывать и защищать. Маленькому казачонку обязательно рассказывала мать, в каких баталиях побывали его отец и деды: кто-то ходил походом в Семиречье (хотя ни одна казачка не скажет где оно), кто-то воевал дауров, японцев или германцев. Обязательно объясняла, что главное сокровище их семьи – награды за доблесть. Детство казачонка, наполненное работой вместе со взрослыми в поле и дома, школьной учебой, семейными вечерами за затянувшимся ужином, поединками со сверстниками на кулачках, фехтованием деревянной саблей и верховой ездой - это по большому счету лишь подготовка к службе ратной. Казачонок с самого раннего возраста воспитывался сильным телом и духом, зорким, любопытным и коммуникабельным. Последнее качество отмечали даже путешественники: «Ребятишки подошли к нам, такие пухленькие, веселенькие – и не дичатся. Да и вообще все казаки заметно свободны в движениях, а до некоторой степени и в ответах»2.

До вступления в силу закона от 1875 года срок службы казачьей составлял тридцать лет. Казаки-первопоселенцы на Амуре отбывали ее – год службы, два льготы, за исключением последних восьми лет, приходившихся на запасной разряд. К моменту образования Уссурийского казачьего войска продолжительность службы составляла двадцать лет. Призывались казаки на службу в восемнадцатилетнем возрасте. Первые три года длилась станичная подготовка – приготовительный разряд, следующие четыре года – действительная служба, восемь лет – служба на льготе и последние пять – в запасе. Казаки, не годные к военной службе, но способные к труду, до момента увольнения их сверстников в отставку

оплачивали специальный денежный сбор. Но так было лишь в мирное время. В военное лихолетье, как говорили в станице, «казаку место в седле, а не на поселе». Все казаки: не достигшие призывного возраста, отставные, отчисленные по состоянию здоровья, но способные держать оружие в руках, включались в войсковое ополчение.

Поступал казак на службу на своем коне и со своим оружием. Вот как поется в старинной казачьей песне:                      Атаман с походом нас проздравил.

Отдавал такой наказ:

Пускай будут наготове ружья новые у вас!

Ружья новые берданы, сабли вострые в ножнах.

И ружья берданы, и сабли полагалось казаку покупать за свои кровные деньги, как равно и коня, и амуницию к нему, и даже форму. Арматурный список предусматривал обширный список форменной одежды от мундиров с шароварами, шинелей, полушубков, головных

1. РГИА ДВ. Ф. 149. О.1 Д. 87. Л. 16.

2. Максимов С. На восток. Поездка на Амур (в 1860-1861 годах). СПб., 1864. - С. 145.

уборов до сапог и нижнего белья. На одежу, а в особенности на оружие и коня, не скупились, ведь от качественной экипировки и четвероногого напарника напрямую зависела жизнь. Верховых лошадей приобретали породистых, дорогих. С основанием войскового конезавода в Галенках и организации случных пунктов в казачьих поселках лошадей старались выращивать. Случный пункт в Благодатном был образован по одним данным в 1908, по другим в 1909 году, а

заведовал им на протяжении ряда лет казак Высотин. Поскольку конезавод являлся базовым предприятием УКВ, на нем разводили животных по войсковым стандартам, обязательным среди которых являлся черный или коричневый окрас. Однако, в пору военную, когда потребность в лошадях возрастала в разы, на стандарты закрывали глаза.

Шла Первая Мировая война, сына Николая Маркеловича Высотина призвали в действующую армию. Накануне Высотины привезли из Владивостока коня, да такого, что все станичники одобрительно говорили при встрече: «С добрым приобретением».

Конь и впрямь был добрый, статный, да белый как снег. И вдруг слух пошел, что именно на нем призывник на службу собирается. Старики тут же делегацией отправились к дому Маркелы: «Как же так, с бухты-барахты и в полк! Не в енералы казака отправляете, за него вся станица в ответе, - наперебой заговорили они: А ежели в разведки придется? Да ведь коня такого за полверсты видать!» Призывник огорчился, но перечить старикам не посмел, и отправился служить на другом коне. Благо, что в семейном хозяйстве строевые лошади были.

Казаки традиционно вооружались огнестрельным оружием и двумя видами холодного (шашка и пика), недаром в шуточной песне поется «А ну-ка шашку бери-бери, да бурку бери-бери, винтовку трехлинейну не давай никому». Регламентом от 1908 года предусматривалось вооружение казака винтовкой образца 1891 года, той самой трехлинейкой – либо казачьим карабином, шашкой и пикой. Унтер-офицеры (приказные, урядники, вахмистры) и офицеры были вооружены офицерскими шашками казачьего образца и короткоствольными револьверами преимущественно системы «наган»1. И хотя с начала ХХ века огнестрельное оружие казакам уже выдавалось, холодное по-прежнему приобреталось лично. В казачьих семьях шашки хранились как драгоценные реликвии или передавались от отца к сыну.

Доходы средней казачьей семьи не позволяли безболезненно оторвать от семейного бюджета деньги на снаряжение призывника в армию, приходилось копить в течение нескольких лет. Самым обременительным считалось приобретение строевого коня? При формировании Уссурийской казачьей конной сотни в соответствии с высочайшим повелением от 24 мая 1869 года и по положению Госсовета от 3 июня 1894 года на каждую строевую лошадь отпускалось по 50 рублей. Возможно, в момент формирования конной сотни цена и впрямь была такова, в то время как во втором случае - пособие не возмещало и половины стоимости лошади. В последней четверти ХIХ века цена на рабочую лошадь в Уссурийском крае колебалась от 100 до 300 рублей2, в то время как на строевого коня в том же 1894 году по исследованиям современных историков составляла 500 рублей3. Цена на седло с упряжью была сопоставима со стоимостью самого коня, поскольку казачье седло – вещь в своем роде уникальная. В удобстве использования равного ему не было, изготавливалось оно сугубо кустарным способом и секретов мастерства никто не раскрывал. Лишь через годы добрались до УКВ войсковые стандарты на седло для офицеров и нижних чинов. В соответствии с постановлением правительства от 1904 года было установлено единовременное пособие на приобретение строевого коня в размере ста рублей, ремонтные деньги - на починку снаряжения, но даже столь существенное подспорье от казны лишь снижало, а не избавляло от тяжкого бремени при снаряжении казака на действительную службу.

1. Униформа степовых казачьих войск 1907-1917 гг. /Сост. В. Сивогривов. Урюпинск, 1991. - С. 3, 15.

2. Крюков Н.А. Очерк сельского хозяйства в Приморской области. - СПб, 1893. - С. 102.

3. Иванов В.Д. Казачество на русско-китайской границе. //В.Д. Иванов, М.А. Кутузов. Казачество на русско-китайской границе. Записки ОИАК. 2003. Т. 36, вып. 2. С. 39.

Казачья форма – отдельная история. В 1851 году по проекту Н.Н. Муравьева-Амурского ЗКВ получило униформу по типу обмундирования Кавказских казачьих войск (мундир «черкеска», вместо лампас именуемый выпушкой кант). Впоследствии, с отнесением ЗКВ к степовым казачьим войскам, форма забайкальцев была установлена под копирку с войска Донского. В основе ее лежала форма кавалериста образца 1812 года с элементами традиционной казачьей культуры, приборный цвет (для лампас, околышей и знаков отличия на погонах) был установлен желтым. Образованные на Амуре пешие полубатальоны существенных отличий по форме от забайкальцев не имели. Когда встал вопрос об обмундировании казачьей конной сотни, ее сделали «сходной с Уссурийским пешим батальоном, но с теми различиями, которые существуют в одежде между пешими и конными частями», и просечкой на погонах литера «У»1.

Однако строгости в соблюдении государственных стандартов на форму (помимо прибора) на этапе становления молодых казачьих войск не было, поэтому в одеянии уссурийского казака присутствовал элемент импровизации. На такие мелочи, как детали кроя, форму воротника, наличие манжет, карманов, ширину брюк и рукавов, никто не обращал внимания. Длительное отсутствие на территории УКВ специализированной мастерской отдавало выполнение этой сложной задачи на откуп кустарным портнихам и женам, что еще привносило в облик уссурийского казака самобытности. Отряд казаков льготного и запасного разрядов - тот и вовсе был одет вразнобой. Казаки, прибывшие в Благодатное с Дона, носили свою привычную синюю форму с красными лампасами. Особую любовь казаков повсеместно снискали черкески. Уже давно в дальневосточных округах изменилась форма, а портнихи продолжали шить на заказ новые, на местный манер подбивая мехом, и укорачивая старые.

Т.М. Филиппова вспоминала: «Как-то привез свекор с ярмарки красного сукна отрез, приказал нам, обеим невесткам, штаны ему пошить. Пришлось повозиться, но сидели как влитые. Он носил их по праздникам с мундиром – выглядело очень красиво».

К началу ХХ века проблем с казачьей экипировкой уже не было – и форма, и необходимое снаряжение приобретались через УКВ. Приказом по войску от 1908 года были внесены некоторые изменения2, строго регламентировавшие форменную одежду казака от мундира и гимнастерки до шинели и полушубка, а также головные уборы, ремни, портупеи и прочие обязательные аксессуары. Согласно ему строевой казак среди нескольких комплектов одежды мог облачиться в однобортный мундир с застежкой на крючках, закругленным воротником, с выпушкой по вороту и обшлагам; серую кавалерийскую шинель с петлицами и шестью серебряными пуговицами с орлами, шаровары с лампасами, фуражку без козырька с желтым околышем, высокие из мягкой кожи сапоги. В целом облик, как полагается, дополняли погоны по чину, портупея, нагайка за голенищем и т.д.

Кстати, ношение форменной одежды строго регламентировалось правилами, принятыми в 1899 году. В соответствии с ними в шароварах с лампасами, мундире или рубашке с погонами, форменной верхней одежде и головном уборе, знаками отличия казак должен являться во время исполнения служебных обязанностей, на учебные сборы, командировки, церковную службу, по вызову должностных лиц. Ношение форменной одежды также допускалось в пределах войсковых территорий. Именно это обстоятельство позволяло обращаться с формой достаточно вольно. Папаха и полушубок оказались незаменимы в зимнюю стужу, в штанах с лампасами, форменных фуражках и... атласных рубахах молодые казаки ходили на вечерки, фуражки с желтым околышем носили на поле с рабочей одеждой, чтобы ненароком их с крестьянами не перепутали. Последнее, видимо, было лишним, ибо, как писал участник Гражданской войны в Приморье Сидорчук, «жиганистых уссурийских казаков угадаешь, когда они и без формы, и подавно, когда вместе с ними их заносчивые казачки».

Униформа степовых казачьих войск …. С. 7.

Там же с. 4-7.

Помимо основной функции, форма играла роль праздничной и школьной одежды. И хотя поступали казачата учиться в возрасте приблизительно семи-десяти лет (в зависимости от наполняемости классов), впервые одевали форму в пять-шесть и носили ее с удовольствием.

Филипп Михайлович Раменский вспоминал об этом так: «Дни рождения праздновать в станице было не заведено. Но тут другое дело – накануне принесла портниха форму. Гостей собрался полон дом. Поставили меня на табуретку, а я стою - и дышать боюсь. Дети меня обступили, каждый стремиться форму потрогать. Сестры Таня с Мотей говорят: «Ах, казачок! Какой братишка красивый, прямо загляденье». Кто на себя не примерил, тот не в жизнь не поймет, что это была за форма! А я парнишкой ее, считай, семь годков проносил. Вспомню… и комок в горле».

Помимо службы ратной, лежали на уссурийских казаках в возрасте от 17 до 55 лет земские и станичные повинности. «Чего только не приходилось делать казакам! На Амуре сплавляли на плотах и лодках военные грузы, семьи переселенцев таскали на лямках, подобно бурлакам, лодки и баркасы от Хабаровки до Ханки. Охраняли экспедиции и чиновников, строили сторожевые посты и почтовые станции, рубили просеки в дремучем лесу, тянули телеграфную проволоку»1. На протяжении от Камень-Рыболова до Раздольного было устроено семь почтовых постов, один из них носил название «Встречный» и находился он поблизости от будущего поселка Благодатного. В первые годы водворения благодатненские казаки несли на нем курьерскую службу семьями. Поочередно дежурили, занимались перевозкой почты до следующего стана. С открытием железнодорожного движения от Хабаровска до Владивостока почту стали принимать с поездов, а функции были переданы специальной линейной службе, в связи с чем дежурство на посту стало осуществляться солдатами.

На казаках лежала ответственность за исправность дорог. Дорога может за десяток верст от родной станицы, а проходит по войсковой земле, «с Благодатной казаки, извольте в порядке содержать». Правилами предписывалось нести караулы станичной управы, оружейного арсенала, церкви, школы и хлебозапасного магазина. Впрочем, в Благодатном порядок был такой, что ни домов, ни амбаров, отродясь не запирали, а дорогой сельскохозяйственный инвентарь хранили круглогодично без присмотра на заимках. За всю историю досоветского периода в поселке произошел единственный случай кражи. Виновных отца и сына посекли перед народом, и они от стыда тайком покинули поселок. Казачьего патруля лихие люди боялись. На участках, подконтрольных казачеству, случаи уголовных злодеяний встречались крайне редко, но препровождение арестантов тоже лежало на казаках.

Собственно, конвоирование арестантов, почтовая и подводная гоньба, содержание и охрана общественных зданий составляли станичные повинности, в то время как по служебному уставу оные делились на три разряда. Войсковые повинности включали: прокладку и благоустройство дорог, гатей, мостов, постой для чиновников, войск и лошадей. Хозяйственные повинности предполагали обустройство собственного поселения от дорог и общественных запашек до строительства и содержания оружейных арсеналов, школ, хлебозапасных магазинов, и казачьим населением воспринималась не как навязываемая начальством обуза, а как органичная часть традиционного уклада.

Миков Н.И. Благодатное: Известные и неизвестные страницы истории //Рассвет, 2009. - №91. - С. 2.

За лесом солнце отсияло.

Там череный ворон прокричал.

Прошли часы мои – минуты,

Когда с девчонкой я гулял.

(Казачья песня)

Строки этой песни, столь любимой молодыми казаками, прямого отношения к ним не имели. Совершенно напротив, прогулки с девчонками казаков приготовительного разряда очень даже приветствовались родней и командирами, ведь в возрасте семнадцати-двадцати лет парня старались женить, и на действительную в большинстве своем он отправлялся будучи обремененным семьей. К чему столь ранние браки? Ответ на этот вопрос прост: «Холостому тяготы службы тяжельше, и окромя родной матери слезы за него обронить некому».

К подготовке станичной казаки относились очень ответственно. Порядок ее сложился не годами, а скорее веками и еще до монаршего утверждения вылился в часть традиционного уклада. Ежегодно станичный атаман «с оглядкой на погоду» корректировал по срокам подготовку. Затянулась зима – побольше занятий для призывников провели, весной меньше от полевых работ их отрывать, зачастили дожди – в поле непролазно, а для занятий на плацу любая погода сподручна. Придет в такую погоду призывник с тренировок мокрый, озябший, с ног от усталости валится, его родные и подбодрят суворовскими словами «тяжело в ученье - легко в бою».

Местом для занятий в Благодатном служил обширный участок в долине реки. Содержали его в чистоте идеальной, малолетки и казаки приготовительного разряда все время его подгребали, чистили, следили за полосой препятствий, а зимой по периметру выкладывали снежные стены. Проходили там занятия и пешие, и конные, а строевые занятия, где «вытяжку надо и весь этикет подать», - на станичной площади. Всем военным хитростям: стрельбе по мишеням, приемам джигитовки, рукопашного боя и прочим обучали унтер-офицеры.

На ход занятий оказывали влияние старые казаки. У края станичной площади (аккурат против церкви), откуда сверху открывался хороший обзор, для стариков специально стояли вмурованные в землю две скамейки. «Завидев наблюдателей, урядник не попрет их, не надуется точно бухмет, - вспоминала Т.М. Филиппова, - А наоборот, подойдет, поприветствует: «Здорово живете, господа казаки!» И свекор мой, бывший поселковый атаман Иван Лукич, бывало, бросит все дела и скажет, пойду, мол, на выучку погляжу, може чё присоветую. И не было случая, чтобы молодой казак от совета старика отмахнулся. А если просят старики повторить упражнение, так и повторят и раз, и два, и сколько нужно. Редкий случай, когда занятия без смотрин обходились».

 «Казаки и в бою впереди, и к смотринам завсегда готовы», - говорили в станице. Был случай, когда перед очи Его Величества наследника довелось предстать. Среди благодатненцев, удостоившихся чести, оказался Георгиевский кавалер Кустов. Это произошло 16 мая 1891 года, когда в Новгородском посту залива Посьет по случаю прибытия цесаревича состоялся смотр находившихся там воинских подразделений: Второй Восточно-Сибирской стрелковой бригады, Третьей горной батареи, Четвертой Забайкальской и Второй Уссурийской казачьих сотен. В справке из годового отчета войскового правления УКВ за 1891 год имеются данные

о прибывшем для участия в смотре войск взводе уссурийских казачат в возрасте от восьми до четырнадцати лет. Наследник престола Николай Александрович с восторгом отозвался о них: «Казачата представились молодцами, телеграфирую о них отдельно Государю Императору, благодарю еще раз»1. К сожалению, сегодня сложно сказать, где именно формировался взвод

Иванов В.Д., Сергеев О.И. История Уссурийского казачьего войска до 1917 года.www.fegi.ru/primorye/kazaki/kazak1.htm

казачат и имеет ли он отношение к Благодатному.

 Казакам рождения 1896-99 годов выпало проходить станичную подготовку в тяжелое время. Сами они были воодушевлены подвигами земляков, бравурно распевали новую частушку про германцев-самозванцев и австрияков-вояков, которых «уссурийцы-казаки» или «с Благодатной казаки сильно беспокоят», и готовились к отправке на фронт. Родные, напротив, надеялись, что война закончится, и минет их чаша сия. В связи с отправкой на фронт льготных и запасных казаков многие участки оголились. Поселковое и станичное патрулирование почти полностью легло на приготовительный разряд, молодые казаки Гродековского станичного округа, не достигшие призывного возраста, также качественно несли службу во Владивостоке. Стефану Антоновичу Савицкому было лет девятнадцать, когда он обратил на себя внимание войскового руководства. Получив должность в штабе УКВ, он вместе с женой Анной Ивановной переехал на постоянное жительство во Владивосток, после чего станичники стали одобрительно называть его «начальством».

Благодатненские казаки приготовительного разряда (слева направо): Кустов, Пряженников, Шевцов, Кутенков М.М. -сын.

Гродеково. Фото из личного архива З.Ф. Раменской.

Уссурийское казачье войско на страже империи

Социологический комментарий

Уссурийское казачество, выделенное из состава Амурского казачьего войска и возникшее на основе Забайкальского казачьего войска, внесло вклад в развитие Приморья, который трудно переоценить. Уссурийское казачье войско выступило на исторической арене второй половины XIX – начала ХХ веков, одновременно, как защитник рубежей южной окраины Дальнего Востока, опора государственного порядка и носитель казачьих традиций и особого казацкого духа.

Есть много общего, что роднит всех казаков России, с момента появления этого сословия. Казаки всегда выступали социальной силой защищающей рубежи и привносящей смуту вовнутрь страны и ходе общественных движений. Они храбро сражались в войнах, которые вела страна с внешними врагами и противостояли социальной несправедливости внутри страны. Но, уссурийское казачество имеет некоторые особенности, которые можно заметить, читая книгу.

В отличие от во многом стихийного процесса формирования других казачьих войск – от Донского, до Забайкальского, Уссурийское казачье войск возникло в результате планомерных действий дальневосточной администрации. Если казачество на рубежах страны в XV-XVII вв. возникало на основе отрядов-«ватаг» вольных людей, обычно стремящихся уйти от тяжелой руки власти, то уссурийское казачество изначально формировалось на базе сложившихся локальных казацких групп. Это объясняет некоторые своеобразные характеристики казаков-уссурийцев.

Особой отличительной чертой первых поселенцев в западной части Приморья надо назвать упорство в преодолении тяжелых условий климата и природы  местности к западу и юго-западу от оз. Ханка. Казакам не приходилось выбирать природную зону. Они должны были не только защищать, но и осваивать приграничные рубежи. Приходилось бороться, в первую очередь, с природно-климатическими условиями.

Основным внешним противником казаков выступали не орды степняков и горцев, как в европейской части страны, а шайки китайских разбойников-хунхузов, профессиональных бандитов. Борьба с ними требовала не одних лишь умений отлично владеть боевыми назыками, но и специальных навыков, во многом сродни навыкам работников уголовного розыска. Казак должен был уметь выслеживать скрывающегося противника, ждать его в засаде, неутомимо преследовать опытного и хитрого бандита и прочее.

Подобные навыки понадобились в ходе подавления восстания Ихэтуаней, когда воедино слились действия слабо организованных отрядов китайских крестьян, плохо обученных китайских войск и тех же хунхузов. Уссурийцам пришлось противостоять массе врагов, сильных «и числом и (криминальным) умением». Это было первое крупное боевое крещение уссурийских казаков, доблестно ими пройденное.

Служба казака в Приморье не ограничивалась борьбой с «разбойным элементом». Рядом располагалась организованная враждебная сила – Япония. В борьбе с набирающей силу империалистической, милитаристской державой понадобились навыки профессиональных воинов, которыми были уссурийские казаки. Россия проиграла Русско-Японскую войну. Но Уссурийские казаки не опозорили честь русского оружия. Последним значительным испытанием Российской империи стала I Мировая война, получившая тогда наименование Отечественной. В книге приводится цитата командующего Румынским фронтом, которая не требует комментариев.

Названные особенности проявились в социальной организации, профессиональных умениях и психологических качествах уссурийцев. Сложные условия жизни и быта казаков более сплачивали их, чем разделяли. В казацком сообществе не возник сильный социальный антагонизм. Не сложился заметный слой богатых и привилегированных казаков, противопоставляющих себя казацкой массе. Скорее, казачество противопоставляло себя «неказакам». В этот слой было сложно проникнуть постороннему.

Постоянная борьба с хунхузами превратила большую часть казаков в воинов, владеющих множеством военных умений. Уссуриец был настоящим «универсальным солдатом», одинаково легко сражался в коннном и пешем строю, отлично владел холодным и огнестрельным оружием.

Контроль государственной власти с самого начала создания Войска, способствовал тому, что уссурийский казак был дисциплинирован не только в воинском строю, но и в образе мысли. Казак-уссуриец всегда воспринимал себя больше носителем государственного порядка, чем свободы - казацкой вольности и отрицательно относился к внешним и внутренним нарушителям общественного порядка. Потому, на казаков можно было положиться в подавлении мятежей внутри страны. Уссурийцы сыграли ведущую роль в подавлении восстаний во Владивостоке в период I Русской революции 1905-1907 гг.

Налаженный общественный порядок нарушили события революций 1917 г. и Гражданской войны.

Источникhttp://xn--80aaganktfrtb6aej6eud.xn--p1ai/publ/istorija_kazachestva/kazak_ukhodil_na_bolshuju_vojnu_1914_go_goda_chast_2/1-1-0-224

//Помни друг! Мнение авторов сайта может не совпадать с мнением автора статьи//