Святые образы в истории казачества + PDF презентация

А.Ю. Соклаков "Святые образы в истории казачества" (формат .pdf)
(статья по материалам выступления на 4-й международной научно-практической конференции «Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества» 28.01.2014)

Святые образы в истории казачества

канд. ист. наук, доцент Соклаков А.Ю.
– заведующий кафедрой гуманитарных и
общенаучных дисциплин Военного института
(общевойскового) ВУНЦ «ОВА ВС РФ»,
советник по науке Верховного атамана
«Союза казаков России»

Взаимодействие Церкви и казачества имеет давние исторические корни. При этом факт изначального единства древнего казачества с Церковью и ранее единой русской государственностью практически не вызывает сомнений. Зримым отражением этого единения выступают многие святые образы Русской православной церкви. Их значение в укреплении и сбережении духовно-нравственных основ и идеалов казаков и казачек трудно переоценить. Действительно «смысл обращения к русским святым в том и состоит, что именно они определяли строй мысли русского человека, формировали мироощущение гражданина Святой Руси. Своим подвигом святые помогали человеку освобождаться от греховного в себе и, обретая душевную чистоту, сделаться менее уязвимыми для искушений» . Это высказывание справедливо и в отношении изображений Христа, Богородицы и событий из Священной истории.

Примечательно, что в качестве «первого казака Руси» в древних былинах выступает богатырь Илья Муромец (здесь и далее по тексту репродукции православных икон см. в таблице №1). Разумеется, версий, гипотез и трактовок об искажении сюжетных линий и объединениях в былинах и сказаниях под именем Ильи Муромца различных людей существует немало . Следует помнить, что усилиями Ореста Федоровича Миллера, защитившего в 1869 г. докторскую диссертацию, была фактически опровергнута идея об иностранном происхождении русских былин о богатырстве Киевском . Им было доказано, что эти литературные произведения являются проявлением самобытного творчества русского народа. И в этом контексте идеал былинного богатыря, причисленного в 1643 г. к лику святых, в сознании русских людей отождествляется с идеалом казака, также выступающего защитником государства и веры.

Характерно, что очередное упоминание о казаках на Руси связано со сказаниями о Куликовской битве и двух иконах Божией Матери Донской и Гребневской . Упоминание о причастности казаков к победе объединенных воинских сил русских княжеств под командованием великого князя Дмитрия Донского над войском Мамая также позиционирует казачество как ревнителей русской государственности и православия.

Предания и легенды донесли до нас информацию об общности истории казачества и множества особо чтимых православных икон. К их числу принадлежит и обретенная в начале XVI в. близ Тульского кремля служилым казаком икона святителя Николая чудотворца (Мирликийского). Именно с этим образом навеки связана победа туляков и царской рати летом 1552 г. над 30-тысячными ордами крымского хана Девлет-Гирея. С этого времени «икона святителя Николая весьма почиталась казаками, которые при проезде через Тулу служили молебны в храме «Николы, что на Площади»» .

Неудивительно, что этот святой образ был взят Иваном Грозным в Казанский поход а также и то, что в Казани была возведена деревянная церковь во имя «Николы Тульского» . Согласно преданию, в 1579 г. ее священником был рукоположен казак Ермолай, ранее и обретший икону «Св. Николая Тульского» . 8 июля 1579 г. он стал свидетелем обретения чудотворной Казанской иконы Богоматери на месте пожарища близ Казанской церкви святого Николая (Тульского). А в 1594 г., будучи митрополитом Казанским, он составил «Повесть и чюдеса Пречистые Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани» . Именно он позже стал Патриархом Московским и всея Руси Гермогеном и духовным лидером патриотических сил в Смутное время .

Широко известно, что именно с Казанской иконой Божией Матери двинулось на Москву второе земское ополчение, под руководством князя Пожарского и К. М. Захарьева-Сухорукова освободившее город от иноземных захватчиков. В ходе освобождения Москвы казаки особо отличились в штурме Китай города . По мнению историков, важную роль великорусское казачество сыграло и в воцарении Михаила Федоровича Романова.

Многие прославленные и чудотворные иконы навеки связаны со славными делами и геройскими подвигами великорусских казаков во славу государства Российского и Церкви. К их числу относятся иконы Божией Матери: «Утоли моя печали», «Аксайская», «Албазинская», «Азовская», «Табынская» и другие. Огромные усилия по объединению восточнославянских земель и защите Православия прилагало запорожское и малороссийское казацтво. Духовной опорой казакам в этой нелегкой борьбе были чудотворные иконы «Покрова Божией Матери», икона ставротека Войска Запорожского Низового и многие другие.

Казаки вошли в историю не только благодаря своим воинским заслугам. Немало казаков и их потомков отличились в иконописании и церковном служении. Примером тому может служить потомственный казак, художник Владимир Лукич Боровиковский, написавший в 1842 г. икону Ситхинской Божией Матери. В разные годы Русской православной церковью были прославлены:

- потомственный оренбургский казак, полковник, архимандрит Варсонофий Оптинский (в лике преподобных);

- потомственный сибирский казак Далмат Исетский (в лике преподобных);

- потомственный полтавский казак Даниил Ачинский (в лике праведных);

- и др.

Наступившая в 1917 г. новая смута расколола некогда единое российское общество и породила новую братоубийственную войну, воинствующий атеизм и репрессии мирного населения. В угаре борьбы за власть новые бездуховные лидеры активно пытались привлечь на свою сторону казаков. Но, столкнувшись с неприемлемостью большей частью казачества новой бездуховной идеологии, быстро перешли к политике геноцида и репрессий. Гонениям подверглось не только казачество, но и церковь, вообще все классы, слои и институты прежней Российской империи. Поэтому, в число новомучеников и исповедников России были вписаны и имена священнослужителей тесно связанных с казачеством. В их число вошли:

- священномученик архиепископ Омский и Павлодарский Сильвестр;

- священномученик, епископ Селенгинский Ефрем, потомственный забайкальский казак;

- священномученик архиепископ Воронежский и Задонский Захария;

- священномученик иерей Василий Колмыков и многие другие.

Также стоит отметить, что современные казаки помнят и поныне о том, что ведомые атаманом Ермаком казачьи отряды присоединили к Руси Сибирское царство, а под предводительством князя Д. И. Вишневецкого была основана первая островная крепость на Днепре, ставшая прообразом Запорожской Сечи (см. таблицу №1). С именем легендарного казацкого предводителя Байды связывается и основание в 1542 г. Свято-Троицкого Чигиринского монастыря. В настоящее время прилагаются усилия по канонизации Ермака , а в сети Интернет стали появляться изображения «князя Сибирского Ермака Тимофеевича» с нимбом. Аналогичные устремления высказываются и в отношении князя Д. И. Вишневецкого.

Процесс возрождения российского казачества с конца 80-х гг. XX в. не мог не привести к отрицанию атеистических идеалов социализма и возврату православных ценностей. Как и прежде, нравственной опорой для современных казаков являются святые православные образы. Многие казачьи организации прилагают усилия по возрождению православной духовности и возврату утраченных и поруганных в советское время святынь.

Так в 2012 г. Украинской Православной церкви Московского патриархата был передан, некогда широко почитаемый в Слобожанщине, чудотворный Малочернетчинский образ Христа Спасителя «Хлеб Жизни» (Спас в точиле). К 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 г. совместными усилиями екатеринославских и тульских казаков была восстановлена икона «Всемилостивейший Спас», с которыми Тульский казачий полк в войну Наполеоном вошел в Париж. По благословению старца и насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Германа (Чеснокова) 7 февраля 2002 г. и по заказу атамана Надымского казачьего округа Обско-Полярной казачьей линии Сибирского казачьего войска Союза казаков России полковника Сергея Николаевича Кришталь была написана ныне мироточивая и чудотворная Надымская икона святого Царя-Страстотерпца Николая. Эта икона приняла участие в покаянном крестном ходе «За Веру, Царя и Отечество» в честь 2000-летия Рождества Христова, 420-летия Сибирского казачьего войска и 10-летия начала возрождения Надыма.

Однако, необходимо помнить, что история казачества это не только череда блистательных побед и достижений во славу России и православия. Многие иконы сохраняют память и о драматических страницах истории Отечества и казачества. К их числу принадлежит икона Иргенских мучеников – казаков Иргенского острога безвинно загубленных воеводой Афанасием Пашковым в 1656-1662 гг. Не раз на жестоком пути восстававших в прошлом казаков вставали представители церкви и святые иконы. Например, спасение Черного Яра от войск Степана Разина приписывается заступничеству отрока схимника Боголепа. Жители Кунгура отстояли свой город от нападавших пугачевцев после крестного хода с местным списком Тихвинской иконы Божией Матери.

Необходимо помнить, что казачья составляющая, если так можно выразиться, традиционно присутствует и в древлеправославии (староверии, старообрядчестве). В историческом прошлом значительная часть казаков относило себя к этой ветви православия . К настоящему времени в музейных фондах сохранилась некоторая часть старообрядческих икон . Уже в наше время были прославлены такие известные деятели древлеправославия как широко известный среди уральского казачества Анисим Васильевич Швецов (епископ Арсений Уральский) и создатель Крестоносной дружины яицких (уральских) казаков времен Гражданской войны старообрядческий священник Мокий Алексеевич Кабаев. Примечательно, что столкнувшийся с острой критикой своих действий со стороны Председателя Синодального комитета РПЦ по взаимодействию с казачеством митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла, атаман Центрального казачьего войска В. И. Налимов старался уверить казаков в устранении возникших разногласий и практически одновременно начал устанавливать и(или) расширять тесные отношения с высшими иерархами РПСЦ и духовным руководством Совета муфтиев России. По мнению автора настоящей статьи налаживание позитивного диалога между руководством Центрального казачьего войска и иерархами различный религий и конфессий на фоне имевших место в недавнем прошлом или сохраняющихся противоречий с архиреями РПЦ в некоторой степени несет фрондерский подтекст. В силу этого обстоятельства оно может не только не достигнуть цели плодотворного сотрудничества представителей различных религий и конфессий на благо единой для всех России, но наоборот вызвать дополнительные нестроения в среде как собственно казачества, так и религиозных общин и общества в целом.

Нередко имевшие место в прошлом драматические события и факты из истории казачества также как и церковные расколы сказываются на жизни общества и сегодня. В этой связи стоит отметить, что изначально становление, развитие и вооруженная борьба с иноземными поработителями запорожского и малороссийского казачества опиралось на единение с православием и защиту его интересов . Например, на одном из православных форумов отмечается, что гетман «…Федор Косинский стал первой жертвой унии за ревность к Православию и любовь к русскому народу. За свой подвиг гетман Федор Косинский вполне заслуживает быть причисленным к лику святых».

Однако одним из следствий длительного противоборства на территории современной Украины и Белоруссии католицизма и православия стало почитание ряда тесно связанных с историей казачества чудотворных икон не только православными христианами, но католиками, а также греко-католиками и последователями различных неканонических православных церквей. К их числу принадлежат иконы Божией Матери Бердичевская, Холмская, Барская и др. (см. таблицу №1). Еще одним следствием жесткого натиска католицизма на православие стало тесное взаимодействие с казачеством православных иерархов и последующей канонизации некоторых из них. В их числе, прежде всего, стоит отметить обвинявшегося польскими властями в связях с казаками архидиакона Никифора Кантакузина и тесно связанного с запорожцами архимандрита Макария Каневского (см. таблицу №1).

Резюмируя вышеизложенное, стоит отметить, что в историческом прошлом изначально казачество активно и последовательно выступало ревнителями и защитниками православной веры и сложившейся еще в дохристианский период собственной русской и позже российской государственности. Вместе с тем начиная с начала XX столетия различными политическими силами прилагались усилия по отрыву казаков, как от канонической православной церкви, так и противопоставлению их интересам единой и сильной России. Поэтому представляется, что атаманы различных казачьих организаций и Синодальный комитет Русской православной церкви по взаимодействию с казачеством должны обратить особое внимание не только на воцерковление казаков, но и одновременно на их информирование об исторической роли казачества в деле укрепления православия и российской государственности. Также представляется весьма актуальным уделить самое пристальное внимание рассмотрению роли тесно связанных с прошлым казачества и православной церкви исторических лиц, прославившихся в деле укрепления и защиты православной веры, а при наличии оснований, подготовке и представлению соответствующих материалов в Синодальную комиссию по канонизации.

Презентация к статье А.Ю. Соклакова "Святые образы в истории казачества" (формат .pdf)

Источник

//Помни друг! Мнение авторов сайта может не совпадать с мнением автора статьи//